Подписаться на новости и обновления на сайте:

Подписчиков:
1634

Полная версия интервью Евгения ЮЖИНА в газете "За Калужской заставой" № 37 (219) от 11.10.2017

Евгений Южин – молодой, талантливый тенор из Санкт-Петербурга. В репертуаре артиста произведения различных стилей и направлений: русский романс, эстрада, неаполитанские песни, камерная музыка и оперные арии.

- Евгений, вы приближаетесь к возрасту Христа с таким солидным творческим багажом - 15 музыкальных альбомов и 10 лет активной гастрольной деятельности в России и за рубежом. И это к не полным 33 годам…Откуда такая плодовитость?

- (смеется) … от желания искать. И вы правы, к возрасту Христа хочется как можно больше сказать зрителю. Оперная музыка, классическая камерная, русский романс - все музыкальные направления, которые вы перечислили можно объединить одним – это классическое искусство. Это средство, с помощью которого я могу делиться со слушателями своими сокровенными мыслями. И как бы пафосно это не звучало, но я хочу после себя оставить как можно больше исполненных произведений.

- В каком возрасте вы пришли к такому пониманию?

- Годам к 18. Но я не сразу пришел к классической музыке. Я долго искал себя в поп-музыке, в джазе, однако со временем понял, что только посредством классической музыки могу выражать свои идеи. Это понимание подтвердилось на музыкальных детско-юношеских международных конкурсах, в которых оценили вокал благодаря именно классической музыке.

- Известны примеры и обратного понимания. От классики к попсе…

- Это чисто коммерция. Никакого отношения к искусству это не имеет. 

- Ваша точка зрения на искусство из какой среды произрастает?

- Конечно же из семьи, из воспитания в первую очередь. Моя мама – педагог. Она водила меня в оперный и драматический театры. Я помню первый спектакль с четырехлетнего возраста. Это была детская сказка, позже были и опера, и балет. Затем была музыкальная школа, которую я закончил по классу аккордеона. Правда, за год до ее окончания я понял, что мне это не нужно. Где-то в восьмом классе я стал сам придумывать простейшие мелодии. Придумывал и пел их. Мне это было безумно интересно. И это, в конце концов, привело меня к исполнению оперных произведений.

- И все равно удивительно как мимо вас прошли все волны молодежных музыкальных увлечений - от «Кино» или «Ласкового мая»…

- Прошли, да. Это было где-то сбоку, но не со мной. Я был поглощен учебой в музыкальной и общеобразовательной школах, сам много занимался. Массовая культура меня не привлекала. В 13-14 лет я слушал джаз, причем старый - 50-х – 70-х годов: Гершвина, Эллингтона и других композиторов. У меня и друзья-то были старше по возрасту. Я был окружен такой качественной культурной средой и музыкальным материалом, что это оказало на меня колоссальное влияние. При этом я никоим образом не отвергаю ни «Ласковый май», ни уж тем более такую мощную и сильную группу как «Кино».

- Как по вашим ощущениям, сегодня много молодых людей, для которых классическая музыка является таким же мейнстримом как для вас?

- Если судить по зрителям, которые ходят на мои концерты, то, конечно же, подавляющее большинство – это зрелые люди ближе к пятидесяти. Однако для меня было большим удивлением, когда после концерта за автографом стали подходить молодые люди 18-20 лет.

Отзывы от молодежи также регулярно появляются на моем сайте. Пишут примерно о том, что обычно слушают динамичную музыку и впервые узнали, что есть вот ТАКАЯ. Они представляли себе романс неким скучным, унылым жанром. Но побывав на концерте, они меняют свое мнение.

- А если говорить о выпускниках консерваторий, молодых оперных певцах. Они прошли жесточайший отбор, выучились, хотят петь и собирать залы, это реально?

- Сложный вопрос. Кончено ребятам придется пройти через жернова серьезного отбора, но я думаю, что большинство из них уже на этапе обучения выбрали свой путь, есть и такие, кто еще до выпуска уже имеет международные контракты.

По сравнению с девяностыми сегодняшний оперный мир сильно изменился. Конкуренция просто невероятная. Даже в самых ординарных театрах. И это здорово. Я имел возможность наблюдать выступление артистов провинциальных оперных театров. В девяностых коллективы этих театров погибали от безденежья, отсутствия хороших голосов, музыкантов.

Сейчас все кардинально изменилось. Труппы укомплектованы, зарплаты платятся, строятся новые театры. Элитарная оперная музыка возродилась. Она очень востребована.

Да, но вы же сами говорите, что существует жесткая конкуренция, а возможности для раскрутки артиста минимальны. Той же оперы практически нет в телевизоре. На что рассчитывать тем, кто решил посвятить себя классической музыке?

- Для того, чтобы заявить о себе существует масса конкурсов, в том числе телевизионных, в том числе международных, благодаря которым я с удовольствием открываю для себя новые имена. В то же время я понимаю, что есть молодежь, которая в любое время может оттеснить тебя в сторону (смеется) и это же подталкивает к решению новых задач, стимулирует к освоению новых горизонтов. Вокалист должен забыть о своем дипломе, он должен постоянно совершенствовать свое мастерство.

Если смотреть по участникам музыкальных проектов, то возросло не только количество конкурсантов, но и качество исполнительского мастерства. К сожалению, многие из них идут просто «за славой», надеясь заработать денег. Но есть и такие – их как-то по глазам видно – которых влечет именно искусство. Я уверен – будущее за ними. Классическое искусство требует невероятной работоспособности и трудолюбия.

Что касается телеэфиров. Я согласен с тем, что электронные масс-медиа не очень балуют почитателей классической музыки (разве что телеканал «Культура»), но если говорить о западных примерах, то там существует огромное количество телеканалов посвященных исключительно классической музыке. И каждая страна считает за честь иметь музыкальный канал классической направленности.

Например, известный на весь мир французский канал «Mezzo». Он транслирует исключительно классическую музыку. И это не государственный, а кабельный канал, на который подписаны миллионы людей во всем мире. В нашей стране классическую музыку только сейчас стали уважать, но до отдельного канала еще не доросли, к сожалению.

- Боюсь, не дорастем. У нас и романсы-то телевизионщики не особо жалуют, считают его умирающим жанром. Что бы вы им на это ответили?

- Я не считаю романс умирающим жанром хотя бы потому, что это исконно русский песенный жанр. Это жанр русской души, если хотите. Я имею в виду городской романс. Это конец XIX и весь XX век. Абсолютно не умирающий жанр хотя бы потому, что в нем заложены потрясающе красивые мелодии и великолепные стихи. Это такие микроистории, в которых отображены целые судьбы. Иногда в романсы заложены целые драматические произведения.

О том, что жанр романса жив и никогда не умрет, я вижу по своим концертам, на которые публика ходит, в том числе и на романсы. Люди получают от них огромное удовольствие. Другое дело, что жанр романса нуждается в возрождении. Нужно искать новые мелодии, новые краски для звучания романса. Но романс – это русская душа, наше исконное достояние. Как для Франции - шансон, а для Италии - неаполитанские песни.

- Осталось понять, как донести это до подрастающего поколения, которое выбирает не романс, а рэп. И если судить по количеству просмотров,  так называемых рэп-баттлов в YouTube– романсу до них неимоверно далеко. Хотя и там, и там про любовь…

- Несмотря на то, что рэп является механической читкой даже не стихов, а текстов, зачастую не очень складных – рэп ни что иное как просто актуальный жанр. Сто лет назад таковым был и романс. Его пели за столом, исполняли под окнами, записывали на граммофон, тексты писали на романтических открытках. Сейчас эту нишу занял рэп.

Если говорить о большом количестве просмотров рэп-баттлов, то это объясняется только тем, что 95% молодежи присутствует в Интернете, а старшее поколение, которое является целевой аудиторией романса и классической музыки в Интернете так не представлены.

- Все так, но от этого романс не становится популярнее. Уже давно известно, что телевизор уступает позиции Интернету. Что лично вы готовы предложить для того, чтобы актуализировать жанр романса?

- В первую очередь осовременить его звучание, а также найти новое прочтение драматической линии романса. Собственно этим я давно занимаюсь. При этом я не считаю, что можно смешивать романс с каким-либо жанром. Например, джазом или с поп-музыкой. Это уже такой фьюжн. Хотя бывают и вполне удачные эксперименты, я только «за», но сам смешивать жанры я бы не стал. Я пытаюсь на базе того что есть привнести новые краски с минимальными внедрениями в саму мелодию и текст.

- Одним из главных музыкальных событий лета в музыкальной среде стал рэп-баттл между Оксимироном и Гнойным. Если перевести на наш язык – творческое состязание с элементами мата и унижения друг друга в стихотворной форме между популярными у молодежной аудитории исполнителями рэп-музыки. Скажите, а возможет такой баттл между исполнителями классической музыки?

- Я вам больше скажу, между исполнителями классики баттлы давно проводятся в Санкт-Петербурге. Есть люди, которые этим занимаются. Они организовывают призовые фонды мероприятий, их трансляцию в Интернете. Были романсовые баттлы, среди пианистов. Такие мероприятия проходят и в Москве. И это тоже способствует популяризации классической музыки.

- Тогда возникает резонный вопрос, могли бы вы принять участие в подобном романсовом баттле и кого бы хотели видеть соперником?

- Насколько я понимаю, в подобных баттлах соперников выбирает публика и жюри. Что касается моего участия в подобном проекте, то я не вижу в этом смысла. В среде исполнителей классической музыки нет острых отношений.

- Вы говорили про конкуренцию…

- Конкуренция есть, но она никогда не была жесткой. У нас другая философия отношений внутри, другая музыка. Она задевает другие струны души. Более высокие. «Баттлы» между исполнителями классической музыки – это сборные концерты с большим количеством участников. Именно зритель выбирает того, кто ему по душе. Хотя я ничего не имею против хип-хопа, рэпа, R'n'B и других ритмических жанров.

- Скажите, а зритель, который ходит на вас и на, скажем, Олега Погудина один и тот же или эта разная публика?

- Я специально не изучал этот вопрос, но если говорить навскидку, то организаторы концертов мне говорили, что процентов 20-25 публики с концертов Олега Евгеньевича через несколько месяцев были замечены и на моем концерте. Для меня было это очень почетно и приятно, поскольку его публика проверена десятилетиями.

Бывает так, что между собой воюют фан-клубы исполнителей классической музыки. Сами же артисты существуют в музыке, в которой отсутствует любой намек на «войну». Вот вы говорите «баттл». Уже самое это понятие подразумевает борьбу…

- Творческое состязание…

- Состязание – это мягко сказано. Лексика, которая используется в рэпе, задевает самые низшие чакры. Это близко не стоит с возвышенным слогом Тургенева, Тютчева на который положены романсы. Кстати говоря, я очень уважаю Олега Погудина за то, что в свое время именно он вытащил романс из небытия. Именно он сделал первый шаг к возрождению романса, оживил его, вдохнул жизнь, за что ему огромное спасибо.

- В чем ваша отличительная манера исполнения романса?

- Об этом лучше спросить у зрителей, но мне кажется что тем, что я как исполнитель с консерваторским образованием иногда позволяю себе вносить в романс оперные краски. Это делается для глубины драматизации музыкальной истории. Кто-то предпочитает исполнять романсы исключительно по-актерски, с точки зрения драматургии. Я же считаю, что должен быть как драматизм, так и живая эмоция не только внутри, но и в голосе.

- Получается ваш соперник на сцене – вы сами?

- (смеется) Абсолютно верно!

- Чем будете удивлять московскую публику 12 октября в ЦДУ?

- Мои традиционные весенние и осенние концерты в Доме ученых всегда камерные. Это были такие доверительные вечера в сопровождении рояля или гитары. Максимум музыкального сопровождения – это квартет: фортепиано, скрипка, гитара и контрабас. Репертуар – романсы, лучшая советская эстрадная музыка – благо этого материала очень много. Но предстоящий концерт особенный.

Впервые в ЦДУ я буду выступать с симфоническим оркестром. Мне хочется с помощью оркестра показать другую сторону своего творчества – более масштабную и весомою. Прозвучат несколько русских оперных арий из репертуара Сергея Лемешева, моих любимых оперетт, зарубежные арии, а также современные оперные произведения, написанные иностранными авторами по большей части итальянцами.

Я не мог пройти и мимо такой важной даты, как юбилей очень уважаемого и любимого мною артиста Валерия Ободзинского. Прозвучит несколько песен из его репертуара. Песни баритона Муслима Магомаева будут исполнены в теноровой манере. Это совершенно иное прочтение этих произведений. Будет несколько премьер новых песен, а также хитов Константина Меладзе, которые будут исполнены в классическом звучании.

- Это правда, что на концерте будет супруга премьер-министра России Светлана Медведева? 

- (улыбается) Очень надеюсь на это.